7 любопытных
фактов о том,
как отмечали
Рождество
в Татарстане
100 лет назад"Кто не даст лепешки – разобьем окошки!"

7 любопытных 
фактов о том, 
как отмечали 
Рождество 
в Татарстане 
100 лет назад<span>"Кто не даст лепешки – разобьем окошки!"</span>
Две тысячи восемнадцать лет на Свете празднуют один из самых светлых и сердечных праздников на свете - Рождество Христово. Несмотря на вероисповедание или его отсутствие, большинство людей с теплотой относятся к нему, ведь это время душевной радости, песен, игр, колядок и наряжаний. Но история этого праздника и его традиции все же уходят от нас. К счастью, есть люди, которые это традиции оберегают и восстанавливают. Я поговорил с фольклористом и участником народного коллектива «Красная горка» Александрой Самойловой, которая рассказала о том, как праздновали Рождество в Казани и окрестностях в старину и не только.

Александра Самойлова - преподаватель КазГИК, руководитель ансамбля «Красная горка»

«В день перед Рождеством - Сочельник - все готовились к празднику. Убирали дом, готовили еду, накрывали столы. Обязательно пекли на Рождество каравайцы - пирог с мясом, луком, из сдобного теста. В 12 часов в церквях начиналась служба, и уже после нее люди возвращались домой и разговлялись - садились за стол. А потом начиналось самое интересное».

«С Рождества начинались Святки, которые продолжались с 7 по 19 января. По воспоминаниям бабушек из деревень, после утрени дома обходили дети, пели тропарь «Рождество твое, Христе Боже наш…», поздравляли хозяев с праздником. Для хозяев, не желавших одаривать святочников, следовали страшные песенные угрозы:

«Кто не даст ватрушки – разобьем кадушки.
Кто не даст лепешки – разобьем окошки.
Под Новый год – дубовый гроб,
осинову крышку, хозяину ту на лбу –«выростит» большая шишка»
(с. Кубассы, Чистопольский р-н)».

«Хозяева заранее готовили угощение и одаривали детей. «Когда дети придут петь первыми, – рассказывают жители села Танайка Елабужского района, – их сразу на шубу посадят овечью, чтобы скотина водилась».

«Смысл колядования - пожелание в Новом году всяческих благ хозяевам. Это своеобразный ритуал, дающий веру людям в то, что всех их пожелания сбудутся.   Вечерние обходы в основном совершала молодежь, ряженная в «цыган», «нищих», «врача», «старика», в «медведя», которого мог водить поводырь, «лошадь» (из двух человек, сверху полог), журавля (голова кочерга) и др. Они производили много шума: играли на гармони, пели частушки, били в заслонку, плясали».

«В святки дети и молодежь собирались на праздничные посиделки, вечеринки. Молодежь за несколько дней до Святок договаривалась, когда и у кого будет вечеринка. Девушки мечтали о том, как будут отплясывать русскую пляску, играть и петь песни. На вечеринку некоторые являлись замаскированными святочниками: кавалеры одевались в наряды барышень, а барышни – в мужчин. Игры для молодежи были поводом для знакомства. Молодые на большой праздник приезжали из разных деревень. И уже парни присматривались к девушкам, а девушки - к парням».

«По воспоминаниям, в святки играли в различные игры. Самой распространенной игрой среди детей и молодежи была игра в фанты. Способы разыгрывания фантов были разные. В селе Сукеево Камско-Устьинского района РТ фанты разыгрывала «Мадам», которая сидела с завязанными глазами. Над ее головой поднимали фант и спрашивали: «Что прикажете сделать?» Мадам могла давать разные приказы: прокукарекать, проскакать на одной ножке, станцевать, спеть песню, изобразить зеркало и др. Как вспоминает Удачин Александр Павлович, «Мадам приказала поцеловать Удачина»».

«Конечно, в Святки также гадали. Традиционно кидали валенки за ворота. И парни, сейчас дедушки, нам рассказывали, что они знали, что девчонки пойдут гадать, притаятся где-нибудь и ждут. А потом, пока девчонки на одной ноге скачут, все валенки прятали».

«Это было в году единственное такое время, когда можно было озорничать.
Телеги бывало затаскивали на крыши, снега же много. Хозяйка выйдет с утра - а телеги нет. Это если хозяева плохо встретили. Бабушка одна рассказывала: просятся в избу переночевать, предлагают дрова за это перетаскать. А она им - не надо мне никаких дров. Они взяли, да унесли все дрова к соседям. И говорят - вы же сами сказали, что вам дрова не нужны. А в Крещенье все грехи с себя смывали. Очищались».

«Мы ездим в экспедиции по деревням Татарстана. Расспрашиваем бабушек и дедушек обо всем: о быте, о праздниках, о работе. Они рассказывают нам, но полностью представить как это было мы, к сожалению, не можем. Поскольку видение мира кардинально отличается от представления людей той эпохи».

«Конечно же, традиционную культуру нужно сохранять. Сейчас очень хорошая крепкая молодежь, и совершенно с другим мышлением. Если моему поколению еще надо было доказывать, что все это нужно, то им это уже не нужно доказывать. У них нет вопросов надо это или не надо. И людей, проявляющих интерес к своим корням, к настоящей традиции все больше».

Если вы хотите от души повеселиться и прочувствовать дух русской народной культуры, посетите  традиционный праздник «Святочные забавы», который пройдет в Доме Дружбы 13 января. С 14:00 для всех гостей будет работать выставка-ярмарка, в 16:00 начало концертной программы, а по завершению состоится молодёжная вечёрка.

Bubrosha, 07 января 2019, 16:15