Вырезать и замазать:
Фотоманипуляции
Второй мировойРассматривая их, видишь, как легко исказить смысл даже самой правдивой фотографии!

Вырезать и замазать: 
Фотоманипуляции 
Второй мировой<span>Рассматривая их, видишь, как легко исказить смысл даже самой правдивой фотографии!</span>
Множество «фронтовых» снимков советская пропаганда делала так: фотографии разных авторов нарезались, собирались в коллажи, ретушировались, фотокопировались и печатались в более низком качестве. Артур Бондарь делится частью архива таких оригинальных коллажей.

История фотоманипуляций в целях пропаганды ведет нас глубоко во времена СССР; один из наиболее влиятельных ее периодов – Вторая мировая. Советскую пропаганду того времени – плакаты, листовки, фронтовые и гражданские газеты – называли «третьим фронтом». Они использовали образы, придуманные Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Отделением по работе с войсками противника РККА. Уже 24 июня 1941 года Совинформбюро стало ответственным за пропаганду на радио и в печати. 

Во время Второй мировой войны фотограф не мог попасть на фронт или в прифронтовую зону без специального письменного разрешения; съемка без него приравнивалась к военному преступлению. Командированные фотографы отсылали свои негативы в Советское информбюро, где те жестко цензурировались, после чего могли быть как угодно использованы режимом. Часто в советских газетах эти снимки подвергались «художественной ретуши»: люди с профессиональным художественным образованием составляли из кусков снимков разных фотографов батальные коллажи и подкрашивали их белой гуашью и чернилами. Фотокопии коллажей пускали в печать; крупное зерно газетной печати почти не позволяло рассмотреть манипуляцию.

Артур Бондарь, 34 года

Родился в Кривом Роге, живет в Москве. Учился в NYU Tisch School of the Arts в Нью-Йорке. Обладатель премии Фонда документальной фотографии в США, стипендии Magnum Foundation и гранта National Geographic, номинант на Foam Paul Huf Award и Prix Pictet Award. Его персональные выставки проходили в США, Канаде, Германии, Бельгии, Италии, Бангладеш, Беларуси, Украине, России; работы публиковались в The New York Times, TIME, Le Monde, The Wall Street Journal, «Коммерсантъ», «Слон», Forbes, Lenta.ru.

 

После распада СССР многие газеты закрылись; при этом материалы уничтожали или выбрасывали, поэтому найти оригинальные коллажи непросто. Однажды я увидел такой на барахолке в Грузии – правда, его состояние было ужасным. Тогда я начал собирать интересные экземпляры по блошиным рынкам в разных городах: Тбилиси, Харькове, Одессе, Киеве, Москве, Питере. После того как я обнаружил архив советского фотографа Валерия Фаминского и он разошелся в интернете, со мной связался частный коллекционер и предложил архив нужных мне коллажей, лежавший у него без дела.

Размеры коллажей очень разные – от 15 сантиметров до метра в длину. Фотографии абсолютно разных фронтовых фотографов – Халдея, Тёмина, Тарасевича, Кнорринга, Хандогина, Гудкова, Великжанина, Чертова, Мазелева – сотканы в лоскутные одеяла советской пропаганды. Рассматривая их, видишь, как легко исказить смысл даже самой правдивой фотографии.

 

Источник: birdinflight.com

Мария Лапина, 12 июля 2017, 14:48